«ЛЕВ ПРАВОСЛАВИЯ»: БОГОСЛОВ, АСКЕТ, АНТИЭКУМЕНИСТ

Памяти протопресвитера Георгия Металлиноса

19 декабря 2019 года отошел ко Господу выдающийся богослов, историк и пастырь протопресвитер Георгий Металлинос. «Воин Христов», «лев Православия», «вселенский учитель», «полководец Церкви» – вот лишь немногие из эпитетов, которыми современники отмечали выдающиеся заслуги отца Георгия.

Святые отцы нашей Церкви проводили разграничение между «внешним» и «внутренним знанием». Внешнее (научное) знание занимается изучением сотворенного Богом мира. В свою очередь внутреннее знание (богословие) призвано к познанию на опытном пути духовного возрастания. Отец Георгий Металлинос смог совместить оба типа познания: научная деятельность органично сочеталась у него с жизнью в молитве и аскезе.

Вот как описывал возможность такого сочетания сам отец Георгий:

«Ученый, научившийся умному деланию, при помощи рассудка решает научные вопросы, тогда как ум, заключенный в его сердце, хранит неизменной память Божию».

Другой выдающийся православный ученый и пастырь XX века преподобный Иустин (Попович) так отвечал на вопрос, что значит быть православным богословом:

«Быть православным богословом значит толковать Священное Писание через святых отцов и вместе с тем подражать их жизни».

Сам отец Георгий на всех своих жизненных путях также руководствовался принципом «весь живот наш Христу Богу предадим»:

«Церковь не раздирает человека на душу и тело так, чтобы различать духовное и материальное… Всему человеку надо спастись, избавиться от греха, погибели, смерти, стать освобожденным и обоженным. И это происходит при “вохристовлении” всей нашей жизни – духовной и телесной, личной и общественной. Совершенно неправославна точка зрения, будто человек духовно (применительно к душе) может питаться Христом и при этом же в телесном и общественном плане отравляться “безбожностью” политических и общественных систем мира сего».

Все, кто был знаком с отцом Георгием (и автор настоящей статьи не исключение), свидетельствуют о нем как о настоящем подвижнике. Академические познания во всех гуманитарных областях и огромный научный кругозор он сочетал с такими качествами, как смелость, смирение, искренность, вежливость, незлобие, отзывчивость. У него был зрелый ум и детское сердце.

Краткое жизнеописание
протопресвитера Георгия Металлиноса

Георгий Металлинос родился на острове Керкира (Корфу) в 1940 году. Едва научившись читать, он сразу обратил внимание на серьезную литературу. Первой книгой, попавшей в руки мальчика, было «Сокровище» Дамаскина Студита. Денег на покупку книг в семье не было, и любое издание, которое удавалось достать, было настоящим глотком воздуха.

«Господь удостоил меня с юных лет жить среди людей, сохранивших верность святоотеческому Преданию», – рассказывал впоследствии отец Георгий. Его первым духовником стал настоящий подвижник – старец Иоанн Врадис.

В 1946 году Металлиносы переселились из деревни в город Керкира. Теперь Георгий получил возможность ходить в храм регулярно, ведь служба в деревне была далеко не каждую неделю. Когда у мальчика были каникулы, он приходил в храм к 6 утра – еще до начала богослужения.

Так как в семье Металлиносов не было будильника, Георгий, боявшийся опоздать на службу, часто приходил в церковь заранее. Однажды на Богоявление он проснулся в 5 утра и до 6:30 ждал около храма, пока пришедший алтарник не открыл его двери.

Со свойственным ему смирением отец Георгий никогда не приписывал подобную «ревность по Бозе» себе:

«Это было благодатью Божией. Не может маленький ребенок решиться на это самостоятельно. Я прославляю Бога, Который вдохнул в меня эту ревность, эту любовь».

«Это было благодатью Божией. Я прославляю Бога, Который вдохнул в меня эту ревность, эту любовь»

Закончив среднюю школу в 1958 году, Георгий Металлинос поступил в Афинский университет, в котором проходил обучение на богословском и филологическом факультетах. После службы в армии стал научным сотрудником на кафедре патрологии богословского факультета Афинского университета. С 1969 по 1975 год учился в магистратуре в Бонне и Кельне (Германия) и занимался исследовательской деятельностью в британских архивах. Учеба за границей лишь укрепила его веру и способствовала расширению научного кругозора. Узнав западное христианство изнутри, Металлинос написал фундаментальные исследования о папском примате, унии, экуменическом движении. Аргументированно критиковал инославные влияния на жизнь Православной Церкви.

В 1971 году Георгий был рукоположен в пресвитеры и защитил докторские диссертации: по богословию – в Афинском университете и истории философии – в Кельне. Отец Георгий много лет преподавал исторические и богословские дисциплины, получил ряд ученых званий и наград, был деканом богословского факультета Афинского университета.

Область его научных интересов огромна: литургика, социальные науки, история, источниковедение, апологетика, песнотворчество, каноническое право (в частности монографии по проблемам автокефалии), гомилетика, педагогика, религиоведение (в том числе работы по неоязычеству), музыковедение. В основе всех исследований отца Георгия многолетний кропотливый труд в архивах.

Отец Георгий был выдающимся оратором. Выступая на телевидении и радио, он последовательно и аргументированно защищал позиции Церкви. На участие в каждой передаче отец Георгий брал благословение, а перед эфиром молился.

Батюшка никогда не забывал о своем пастырском предназначении: служил Литургию, проповедовал и исповедовал. В течение многих лет он окормлял храмы при афинских больницах, ежедневно сталкиваясь с человеческим страданием, утешал, советовал, помогал.

В 2019 году отец Георгий подписал обращение клириков и мирян Элладской Православной Церкви против признания украинских раскольников. Несмотря на давление, он и в этом вопросе занял принципиальную позицию, не в силах закрыть глаза на совершаемую несправедливость. Отец Георгий неоднократно публично выражал несогласие с предоставлением автокефалии Украине, полагая ее частью канонической территории Русской Церкви. Столь же принципиально он противостоял «Критскому псевдособору» и экуменизму.

Еще в конце 1980-х годов Георгий Металлинос начал критически высказываться о перспективах участия Греции в Европейском Союзе. В то время как большинство соотечественников пребывало в эйфории от перспектив материального благополучия, отец Георгий со свойственной ему прозорливостью описал последствия европейской интеграции.

Избранные высказывания
протопресвитера Георгия Металлиноса

Греция уже много лет находится под контролем Запада, который пытается прикрыть оккупацию, создавая у греков ложное впечатление о том, что они являются союзниками Запада. В то же время политическое руководство страны фактически исполняет функцию наместников иностранных сил в Греции.

***

Дух европеизации неразрывно связан с пораженчеством перед Западом и провинциализмом.

Наши национальные лидеры (вне зависимости от их идеологической окраски) не только пренебрегают культурным и историческим наследием своей страны, но даже его стыдятся. Естественно, при этом они не могут бороться за народ и за сохранение его национальной и религиозной идентичности…

Запад берет реванш, осуществляя свою многовековую мечту по уничтожению нашего народа.

***

Мы все свое упование возложили на земное благополучие, и Господь попустил, чтобы мы в нем разочаровались и через это пробудились.

Мы забыли Бога наших отцов и поверили в абсолютную ценность материального.

Не просто прорубили окно в Европу, а открыли Западу все врата своей души и сердца.

***

Повсеместно распространено следующее заблуждение: под Церковью мы подразумеваем только священноначалие, епископат. Это влияние папизма, получившее распространение в православном мире несколько веков назад. Церковь – это весь клир и народ.

***

Единственный правильный путь – обращаться с молитвой (в том числе молитвой Иисусовой) ко Христу. В этом выход из положения.

***

Время показало, что экуменическое движение имеет ясную и конкретную цель: консолидацию мира под прикрытием «христианства» и создание единой паствы с единым пастырем.

Конечная цель экуменизма – консолидировать мир под единым пастырем, и этот пастырь отнюдь не Христос

А что такое единая мировая религия? Ничто иное, как производное современного политического течения «New age» и нового мирового порядка. Его конечная цель – консолидировать мир под единым пастырем, и этот пастырь отнюдь не Господь наш Иисус Христос.

***

Экуменизм во всех его проявлениях и вариантах представляет собой настоящее Вавилонское пленение Вселенского Патриархата и большей части руководства Поместных Православных Церквей. Единственное, что достигнуто на экуменическом пути, – узаконивание ересей и расколов папизма и протестантизма.

***

Говоря о Православии, я подразумеваю Православие наших святых. Именно этому Православию мы должны быть верны, на его основе объединяться. А те, кто отпал от него и создал собственную версию христианства (папизм, протестантские деноминации), не имеют со святоотеческим христианством ничего общего (кроме, разве что, схожего названия).

***

Диалог с инославными возможен только на миссионерских, апостольских началах. Целью должна быть помощь оторвавшимся от истины западным братьям вновь обрести Церковь, которую они оставили.

Сегодня мы наблюдаем совершенно иную форму диалога с инославными. Сколько высокопоставленных папистов вернулось в Церковь, сколько возвратилось видных протестантов?

Если мы хотим проводить правильный диалог – братский, миссионерский, жертвенный, – то должны своей целью ставить попытку помочь этим людям найти путь, с которого они уклонились. Соединить их не с нами лично, а с Церковью наших святых, с Телом Христовым.

Сейчас происходит прямо противоположное… Западные христиане по сути оставлены нами на произвол судьбы, более того – мы сами формируем у них обманчивое впечатление, что они тоже являются христианами и между нами нет серьезной разницы и противоречий.

***

Каждый находится в своем укреплении, а вместе мы противостоим общему врагу. И этот общий враг не личности (патриархи, епископы и т.д.), а дух экуменизма, который отравляет Православие и уничтожает наше единство. С любовью, смирением, пониманием мы никогда не прекратим критиковать экуменический путь, который является постоянным удалением от Православия и отождествлением с силами, которые управляют этим миром.

***

Знаете, в чем наша проблема? К Какому Христу мы призываем, к какой вере зовем. Мы ведем людей к Православию святых отцов? Или думаем, что миссионерство – это погоня за числами: крестить как можно больше людей и включить их в какие-то юрисдикции, чтобы увеличить нашу мирскую силу?

В этом большая проблема современного миссионерства. Куда мы зовем людей: в Церковь (духовную врачебницу Христа) или в наши земные институты?

***

Титулы «Великий» и «Первый» в Православии применяются к тем, кто остается верным Православию Вселенских Соборов и всех святых.

Ибо где существует «первенство истины», там и устанавливается «первенство чести» – канонически заслуженное и нерушимое в Православии – духовенством и мирянами, с православным разумением, с уважением и без возражений. Напротив, непослушание любым «маниям первенства» является для православных верующих долгом священным и неопровержимым.

***

Православное христианство предоставляет человеку возможность обожения, подобно тому как медицина предоставляет ему возможность поддержания или восстановления здоровья через осуществление конкретного лечения и соблюдение определенного режима.

***

Метод исцеления, предлагаемый Церковью, есть духовная жизнь, жизнь во Святом Духе. Духовная жизнь проживается путем аскезы и приобщения к разлитой в церковных Таинствах несотворенной Благодати. Аскезой преодолевается наша обособленная и умерщвленная грехом природа, стремящаяся к духовной или же вечной смерти, то есть к вечному удалению от Благодати Божией. Аскеза ведет нас к победе над страстями, подавляя развитие болезни в ее внутренних очагах в душе человека и делая нас общниками крестной смерти и Воскресения Христова.

***

Христианин, не подвизающийся в аскезе, подобен больному, не соблюдающему лечение, предписанное ему его врачом.

Христианин, не подвизающийся в аскезе, подобен больному, не соблюдающему лечение, предписанное ему его врачом

***

Тогда как мир занят Сизифовым трудом, борясь за сплочение человеческих сообществ, мы, христиане, боремся ради того, чтобы нам, подобно всем святым, быть причисленными к Царству, нам «уготованному от сложения мира», сподобиться благодати и общности Тела Христова. На это направлена вся наша брань: на правое и полное (во всей целости – 1 Фес. 5: 23) включение в общность во Христе.

***

Такое основополагающее церковное учреждение, как Собор, нередко и самими православными понимается в мирском и юридическом смысле. Собор, прежде всего Вселенский, немыслим без богоносных отцов, просвещенных Святым Духом. Деятельное присутствие Христа на Соборе предполагает присутствие Его в Духе в сердцах тех, кто составляет Собор. Именно в этом различие между настоящими и неподлинными соборами. Только когда Христос живет «в нас», Он может действовать «посреди нас». Изучение Писания и использование его собранием людей далеко еще не означает, что это собрание имеет Христа.

***

Из западного схоластического учения об отождествлении сущности и энергии в Боге проистекают все ереси и заблуждения западного христианства. Например, догмат Filioque, который является хулой на Святую Троицу.

Еще одно связанное с этим заблуждение – умаление материального мира (раз он не освящается нетварной Благодатью), обязательное безбрачие священства, девальвация воды (выражающаяся в кроплении или обливании во время Таинства Крещения), рассмотрение домостроительства как развития человека, а не как обожения и, наконец, Крестная жертва, рассматриваемая как удовлетворение Божественной справедливости. Признание папы наместником Христа на земле – это изобретение, необходимое для восполнения образовавшейся пустоты между Богом и миром. Православие наших святых никогда не имело нужды в человеке как посреднике. Един «ходатай Бога и человеков» (1 Тим. 2: 5), который до «скончания века» (Мф. 28: 20) остается «Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 42). Святые – не наши посредники к Богу, они молятся за нас Христу.

Вера в то, что Бог общается с миром посредством тварных энергий, ведет не только к ересям, но и к обмирщению. В соответствии с этим учением нет подлинных Таинств. Божественная Евхаристия не является спасительной, ведь она соединяет человека не с нетварным Богом, а с его якобы тварной благодатью, которая не является вечной, так как имеет начало и конец.

***

Богословие, и особенно догматическое учение, относится к области церковного пастырства. Именно такой характер носят творения святых отцов. Они носят не абстрактный и не спекулятивный характер. Защита правды от ереси сопровождалась исцелением от страстей, молитвой, увещеванием и духовным созиданием. Святоотеческое богословие – не мирская полемика, а пастырско-целительный курс для больных частей организма – еретиков и пребывающих в заблуждениях. Борьба против ересей – дело любви и человеколюбия для освобождения от недуга ереси (которая не может дать спасения ни человеку, ни миру). Поэтому отпор против еретического заблуждения – проявление любви к человеку.

***

Христианин не может духовно питаться Христом, а в социальном плане ожидать «спасения» от сил мира, к тому же неоднократно отождествляя себя с ними.

Протопресвитер Георгий Металлинос

***

В отношении нас можно сказать то же самое, что провозглашали во времена своего всемогущества венецианцы: «Primo veneziani, e poi christiani» («Сначала венецианцы, а потом уже христиане»). В отличие от этого обмирщенного представления о христианстве, Христос требует от нас всей нашей жизни. «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

***

Уния – метод, которым папство пользуется для подчинения Православия Риму. Хитроумной предпосылкой, включенной в этот метод, является так называемое сохранение свободы и непрерывности восточных традиций. Она же служит в качестве алиби насаждающим западное влияние бывшим православным, поскольку таким способом предательство ими своих традиций и своего народа прикрывается их приверженностью внешним чертам Православия.

***

Говоря о Православии, не надо повторять ошибку Пилата, когда тот спросил Христа: «Что есть истина?» Правильно: «Кто есть истина?»… Потому что Истина – это не некая идея, теория, система, но Всесвятое Лицо Вочеловечевшегося Бога Слова, Иисуса Христа.

***

Но как же по нашей подлинной православной традиции строится общинная жизнь? Община в принципе образуется с одной единственной целью: ради обожения ее членов. Эта цель вечно остается непреложной и неизменной. Если же цель изменяется, то возникает подмена и община соскальзывает на уровень светского объединения (клуб, союз, корпорация и т.п.).

Община в принципе образуется с одной единственной целью: ради обожения ее членов

***

Община должна стать «мастерской святости» и «духовной лечебницей».

Человек включается в Тело Христово (а следовательно, в жизнь общины), чтобы исцелиться, преодолеть болезнь грехопадения…

Включение в духовную жизнь (в такой последовательности: очищение – просвещение – обожение) является принципиальной и неизменной предпосылкой для правильного вхождения в жизнь Церкви-общины и тем самым для способности человека к правильному общению. Социальные добродетели никоим образом не могут быть личным достижением воли человека, а только плодами Святого Духа. Где нет Святого Духа, там не видно и этих плодов Его.

***

Традиция – не синоним консерватизма, а, напротив, динамичное развитие образа жизни, воплощающего унаследованные от предков идеалы и находящего им новые формы выражения, созвучные духу и средствам данного исторического периода. Традиционализм – богословская функция, отличающая, прежде всего, наших православных святых.

***

Оторванная от святоотеческой традиции Европа создала культурную парадигму, утратившую подлинное ощущение Бога, человека и общества. Она добилась ослепительного прогресса в области науки, но продемонстрировала полную неспособность сформировать людей, которые смогут использовать научные достижения для спасения человечества, а не для его катастрофической эксплуатации. Две мировые войны, порожденные Европой и ее культурой, показывают нам, куда может привести безбожный, роботизированный европейский (западный) человек.

***

Аскетическое предание наших святых (древних и современных) – источник нашей культуры.

***

Монашество исходит не из отрицания жизни или мира, но из отказа от греха и утверждения истинной жизни – Христожизни.

Монашество исходит не из отрицания жизни или мира, но из отказа от греха и утверждения истинной жизни – Христожизни

Монашество – это квинтэссенция христианства, его самое полное и последовательное самовыражение.

***

В нынешнем мире жизнь Православия поддерживается святыми. Они продолжают врачевать нас – своим словом (отеческие и богослужебные тексты), мощами и чудесами.

***

Без духовных предпосылок православная миссия существовать не может. Ее фундамент – не мораль и этика, а аскеза и Дух Святой.

***

Пророки – апостолы – святые отцы движутся в одном направлении по линии церковной традиции. Они – светлые маяки и вехи на пути ее развития.

***

Церковный образ жизни ставит человека на путь восхождения на небо. Радость, радость Христова, выраженная в братстве и «общении» (Деян. 2: 42), – вот конечная цель этого мира.

***

Западное богословие смотрит на Бога как на солнечный диск, который светит на небе, но его лучи не доходят до земли, чтобы согреть и оживить мир. В данном случае есть солнце или его нет, не имеет практического значения. В противовес этому Бог в Православии – это Бог, лучи Которого греют землю и оживляют ее. Поэтому люди из подвалов греха и погибели спешат выбраться на поверхность, чтобы почувствовать спасительную энергию Солнца Правды и обрести спасение.

Подготовил Афанасий Зоитакис

10 января 2020 г.

Поделите вест

Пријавите се за најновије вести

Пријавите се својом Е-адресом и примајте најновије вести из манастира Ваведење.

БЫТОВАЯ АПОЛОГИЯ ПОСТА

Влюбленный человек по определению религиозен. Он способен покланяться и даже жаждет поклониться, тому, кого любит